Памятка для родителей
Подготовка детей к поступлению в ДОО
Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если вы вовремя поможете своему малышу.
Приучайте ребенка к режиму. Очень важно подготовить малыша к детскому саду. За один – два месяца до начала посещения надо пройти осмотр у врачей-специалистов (невропатолог, хирург, отоларинголог), сдать необходимые анализа. Если выявится, что ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, в сад его можно отправить только после прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее 4 часов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.
Как управляться с одеждой самостоятельно? Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально удобными и простыми, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках и молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки лучше надевать водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию ребенка, но и условный символ (цветок, бабочку, птичку и т.д.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу, и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания убирает свои вещи на место.
Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчик, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребенок знал названия одежды, правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается или раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте игровые приемы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками.
Наблюдайте за тем, как у него складываются необходимые умения и навыки.
Культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенце, носовой платок, горшок); вытирать ноги и входа; опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Культура поведения: здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, после нее говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим во время игр, за столом, в спальне, при одевании и раздевании.
Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками: проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать, просить, а не отнимать игрушку), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, других детей, знать свое имя; бережно относиться к вещам и игрушкам.
Игра: спокойно и самостоятельно играть; доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам по игре; играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.
Собираясь в детский сад…
С воспитателями группы, куда поступит малыш, нужно познакомиться заранее, сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют ребенка дома, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.
Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: в первый день оставить его всего на 2-3 часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов.
Необходимо в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в детском саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбывают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.
Если у ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т.д., то отучать от нее нужно постепенно, сначала дома, а потом уже в группе, договорившись с персоналом.
Малыш может принести в группу любимую игрушку, книжку или какие-либо милые пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к детскому саду, и скоро он будет посещать детский сад с удовольствием, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.
Приготовьте «приданое» для ребенка..
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал, первое время он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой «покажет», где его кроватка, стол, какие игрушки есть в группе, познакомит с детьми. Очень помогает детям пережить разлуку с любимыми и близкими людьми и принесенный из дому альбом с несколькими фотографиями родителей, самого ребенка с домашним животным или любимой игрушкой. Можно поместить на спинке кроватки малыша фотографию мамы и папы… Малышу будет приятно, засыпая и просыпаясь, или во время бодрствования, в часы разлуки взглянуть на фотографию мамы и папы, убедиться, что они как будто рядом. Это поможет ребенку дождаться прихода родителей.
Кроме того, необходимо подготовить для детского сада следующее: сменную обувь (туфельки на каблучке, с удобной застежкой), обувь для музыкальных и спортивных занятий, два (как минимум) носовых платка, расческу, два комплекта нижнего белья (трусики, колготки; майку, если ребенок потливый), запасную рубашку или платье (вдруг ребенок во время еды нечаянно испачкает одежду), пустой мешок для испачканной одежды. Чистая запасная одежда должна находиться в мешочке на вешалке в шкафчике ребенка.
Мы желаем вам успехов в подготовке к важному и волнующему периоду в жизни малыша – это означает, что он взрослеет.
Адаптация ребёнка в дошкольной организации
Успешная адаптация ребенка к ДОУ зависит от физического, психического развития, состояния здоровья, привитых навыков самообслуживания, личностных качеств. А также от умения общаться со сверстниками и взрослыми, степени тревожности, социального положения родителей.
Если есть хоть один пункт, где ребенок не соответствует требованиям, адаптация будет проходить труднее. Адаптация ребенка в ДОУ – сложный процесс. Она может быть успешной, а иногда и негативной, стрессовой. И чаще всего малыш испытывает стресс. При нормальном течении адаптации ребенок испытывает эмоциональную удовлетворенность, комфорт, он быстро, не сопротивляясь, выполняет все требования, которым подчиняются дети в группе.
Чтобы малышу легче было адаптироваться к поступлению в ДОУ родителям заблаговременно необходимо начать подготовку. Необходимо уделить внимание повышению иммунитета ребенка, закаливанию. Ко времени поступления в садик ребенок должен самостоятельно кушать, уметь обслуживать себя. Он должен быть приучен к выполнению ежедневных гигиенических процедур. Родители обязаны следить за режимом дня ребенка, приближая его к режиму ДОУ. Еще необходимо прогуливаться с ребенком на детскую площадку, учить общению с другими детьми. Немаловажно научить ребенка играть самостоятельно.
Чтобы адаптация прошла успешно первый раз ребенка нужно привести в ДОУ только для знакомства с детьми и воспитателем. Время пребывания малыша в детском саду необходимо нормировать и увеличивать постепенно. Сначала ребенок остается только до завтрака. Через некоторое время остается до обеда. Немного освоившегося малыша можно оставить на сон и забирать уже после него. По истечению 4 недель уже можно оставлять малыша на целый день.
Забирать ребенка должны только родители на протяжении всего периода привыкания. Отдавая ребенка в детский сад необходимо дать ему какой-нибудь любимый предмет: игрушку, книгу, фотографию, чтобы ребенок имел привычные предметы под рукой. Чтобы воспитатели эффективней смогли подобрать модель поведения с ребенком, расскажите о его привычках, что любит, как реагирует на чужих людей, громкие звуки. После возвращения из садика необходимо расспросить, как прошел день, похвалить за хорошее поведение, проделанную работу. Выходные дни проводите с ребенком, уделяйте ему достаточно времени, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Переводить ребенка в другой садик не желательно.
Дома в семье родителям не стоит негативно отзываться о ДОУ. Если малыш в чем-то отстает, не успевает, настраивайте его на позитивное отношение к учебе, учите преодолевать препятствия. Невыполнение требований медперсонала и воспитателей может привести к отрицательной форме поведения. Ребенка нужно убеждать придерживаться режима и выполнять требования воспитателей.
Важную роль играет отношение взрослых к ребенку. В первую очередь воспитатели и медработники должны оказать помощь в адаптации впервые пришедшему ребенку в детский сад.
Индивидуальные особенности определяют степень адаптации ребенка в ДОУ. У каждого ребенка свои интересы: одни дети склонны к точным наукам, другим ближе гуманитарные. У третьих может быть хорошо развито образное мышление. Здесь играет роль воспитания в семье, генетическая наследственность, социальный фактор. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все эти особенности.
Учитывая интеллектуальное развитие, психосоматическое состояние, не стоит забывать о взаимоотношениях ребенка с окружающими. Именно эти отношения проявляют индивидуальные качества ребенка. Зная эти особенности легче выбрать эффективную и правильную тактику в организации развивающих, воспитательных, укрепляющих здоровье мероприятий, а самое главное мероприятий в оказании помощи в адаптации. Чтобы адаптация ребенка в ДОУ прошла успешно необходимо осуществлять лично-ориентированный подход. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, уверенно, ощущать поддержку со стороны взрослых. Такие меры помогут детям довольно быстро адаптироваться и вернуться в нормальное состояние.
Следует запомнить, что если мама уверена в том, что ребенку необходимо посещать садик и отступать некуда, адаптация ребенка в ДОУ проходит легче. Если мама сомневается и после первых попыток решает повторить позже, то и адаптация будет проходить сложно.
Занятие рисованием прекрасно помогает ребенку в адаптационный период. Рисунки отражают его эмоциональное состояние. Малыши с удовольствием рисуют карандашами, фломастерами. Посмотрев на рисунок ребенка, воспитатель может многое узнать. Хорошо, когда в садике имеются специальные творческие уголки, оборудованные для рисования.
Родителям необходимо обращать внимание на поведение ребенка. Если начав посещать ДОУ, ребенок стал плохо кушать, плохо засыпать, капризничать, раздражается, то в первый месяц это можно считать нормой. Но вот если ситуация затянулась, можно сказать, что ребенок плохо адаптировался.
Не стоит отдавать в обычный садик ослабленных детей и с неустойчивой нервной системой. Для них лучше специализированное учреждение.
Что для музыкальных и физкультурных занятий нужно каждому ребёнку
музыкальные:
-
чешки;
-
опрятная одежда, по возможности, не сковывающая движения ребёнка в танце.
физкультурные:
-
отдельные носочки;
-
шорты тёмных тонов (трикотажные, спортивные);
-
белые футболки;
-
девочкам (по возможности) купальники.
Вся одежда должна периодически проверяться родителями и стираться по мере загрязнения.
Большое ВАМ спасибо !!!